Помните, что общая характеристика человека представляет собой официальный документ, который должен быть оформлен в деловом стиле. Разговорная лексика считается неприемлемой. В тексте не допускается употребление жаргонизмов, слов-паразитов, иронии и насмешек, — в общем, всего того, что не вписывается в параметры делового письма. Если не предусмотрен отдельный бланк, то допускается написать характеристику на чистом листе формата А4.
Продумайте структуру
Строгих требований к ней нет, поэтому нужно ориентироваться на учреждение, в которое она направляется. Если документ необходим в детский сад, то родителей обычно просят уточнить в тексте такие сведения о ребенке как имя, особенности характера, любимые/нелюбимые игрушки, продукты и занятия, проблемы медицинского характера (если есть), что умеет делать сам, как засыпает днем. Если характеристика требуется в учебное заведение или работодателю, то она составляется по следующей схеме.
- Личные данные (ФИО, возраст или дата рождения, образование в случае уместности).
- Период учебы/работы на предприятии (с указанием полученных специальностей/сфер деятельности и занимаемых должностей).
- Оценка качеств работника, перечисление положительных моментов.
- Дополнительно можно включить и формулировку с нейтральным посылом и соответствующими рекомендациями (т.е. указываются качества, над которыми следует работать), чтобы не создавать впечатление ложной слащавости.
- Цель составления характеристики и наименование учреждения, в которое она подается.
Первый и последний пункт необходимо прописывать, если характеристика человека оформляется на отдельном листе и не входит в состав какого-либо документа, в котором уже указаны личные данные и назначение. Если документ необходим, к примеру, в армию, то в тексте нужно сосредоточиться на положительных качествах призывника, обязательно упомянуть о негативном отношении к употреблению алкоголя и наркотиков.
Заверьте характеристику своей подписью
Если она пишется в военкомат, то ее могут заверить не только родители, но и соседи, а также представитель работодателя. В этом случае доверия к документу будет больше.