Значительный вклад внесли военнослужащие в развитие российского изобразительного искусства. В его золотой фонд вошли произведения таких выдающихся мастеров, как бароны П. К. , М.К. и М.П. Клодты, генерал Н.А. Ярошенко, В.В. Верещагин, П.А. Федотов и многие другие.

Генерал-майор К.Ф. Клодт, участник Отечественной войны 1812 г., был художником-любителем. Сыновья Клодта — Владимир, Константин и Петр — окончили Ом­ский кадетский корпус, а затем Петербургское артиллерийское училище. Владимир служил начальником чертежной в Инженерном штабе, Константин стал известным ил­люстратором и гравером, возродил в России искусство ксилографии (гравирование по дереву). Художественно одаренными были и внуки: Михаил Петрович — живописец и гравер, Михаил Константинович — пейзажист, оставивший Горный кадетский корпус и поступивший в Академию художеств.

Наибольшую известность снискал Петр Карлович Клодт, ставший профессором и академиком. В 1828 г. он оставляет военную службу и посвящает свою жизнь искусству. Его считают основателем русского анимализма (изображение животных) в скульптуре. Особенно удавались ему лошади. Анатомическая фигура лошади, созданная Клодтом, служила учебным пособием в Академии художеств. Наиболее известны четыре конные группы Аничкова моста «Укротители коней» в Санкт-Петербурге.

Своеобразной личностью в русской живописи был Николай Александрович Ярошенко (1846—1898). Сын гeнерала, он окончил кадетский корпус, Петербургскую ар­тиллерийскую академию и сам дослужился до генерала. Входивший в состав передвижников, Н.А. Ярошенко создал выразительные образы рабочего («Кочегар»), рево­люционеров («Заключенный»), простых людей («Всюду жизнь»).

Всем любителям искусства знакомо имя Павла Андреевича Федотова (1815—1852), известного русского живописца и рисовальщика. В 10 лет он поступает в Москов­ский кадетский корпус, оканчивает его первым учеником и получает назначение прапорщиком в лейб-гвардии Финляндский полк.

Один из первых его рисунков — акварель «Освящение знамени в обновленном дворце» — настолько понравился царю, что тот предоставляет офицеру-художнику «право оставить службу и посвятить себя живописи, с содержанием по 100 руб. ассигнациями в месяц». Однако Федотов не решается сразу оставить службу. Он делает это только в 1844г., уйдя в отставку в звании капитана.

П.А. Федотов считается родоначальником критического реализма в русском изобразительном искусстве. Широко известны его картины «Свежий кавалер», «Сватовство майора». Поздние его работы отражают чувства тонкого и глубокого художника, переживание одиночества («Анкор, еще анкор!»).

Символом русской батальной живописи продолжает оставаться творчество Василия Васильевича Верещагина (1842—1904). Еще учась в Морском кадетском корпусе, Верещагин посещает рисовальную школу. В 1860 г. он с отличием оканчивает Морской корпус, но принимает решение оставить военную службу и полностью посвящает себя живописи.

И все же художник навсегда остался связанным армией. Чтобы своими глазами увидеть боевые действия Верещагин неоднократно бывал на Кавказе и в Туркестане. Его правдивые батальные сцены на темы войны в Туркестане поражают остротой восприятия и передачи чувств («Смертельно раненый», «Апофеоз войны» и другие карти­ны).

Когда вспыхнула война с бухарским эмиром, Верещагин участвовал в обороне Самаркандской цитадели и получил орден св. Георгия за «блистательные мужество и храбрость».

Во время войны на Балканах Верещагин прошел с русской армией весь ее трудный путь, был ранен. Погиб В.В. Верещагин в апреле 1904 г. вместе с вице-адмиралом С.О. Макаровым, командующим Тихоокеанской эскадрой в Порт-Артуре, на броненосце «Петропавловск», который подорвался на вражеской мине. Перед самой гибелью художника видели делающим в своем походном альбоме наброски начинающегося морского боя.

Явлением в отечественном изобразительном искусстве стала деятельность студии военных художников им. М.Б. Грекова. Она была создана в 1935 г. и названа в честь Митрофана Борисовича Грекова (1882—1934), художника-баталиста («Трубачи Первой Конной армии», «Тачанка», «Знаменщик и трубач» и др.). В студии работали выдающиеся мастера: Е.В. Вучетич, подполковник, автор знаменитой скульптуры «Воин-освободитель» в Трептов-парке в Берлине, мемориала на Мамаевом кургане в Волгограде; А.А. Гарпенко, участник Великой Отечественной войны, майор; П.А. Кривоногое, майор, офицер-кавалерист, сражавшийся в частях Л.М. Доватора, а затем в танковом соединении (работы «Сталинград», «Курская битва», «Победа» и др.); П.Т. Мальцев, в годы войны майор, руководитель группы художников Военно-Морского Флота («Гибель «Варяга») и др.

Художественными руководителями студии в разные годы были полковники народный художник СССР Н.Н. Жуков, член-корреспондент Академии художеств
М.И. Самсонов, народный художник России

Н.Н. Соломин. Коллектив студии создал ряд произведений о важнейших битвах Великой Отечественной войны, открытых к 50-летию Великой Победы в Военно-историческом музее и на Поклонной горе в Москве.

Среди художников-фронтовиков четверо стали Героями Советского Союза: гвардии майор А.П. Голубовский, погибший при форсировании Одера, командир орудия сержант А.А.Тяпушкин, командир отделения саперов бригады сержант С.Ф. Абдуллаев, командир взвода противотанковой батареи младший лейтенант М.Л. Гуревич.

В наградном листе М.Л. Гуревича говорится: «…лично из орудия прямой наводкой уничтожил 3 станковых пулемета противника, 4 дзота, зажег склад с боеприпасами и уничтожил 40 гитлеровцев. 7 раз раненный, истекая кровью, уничтожал фашистов гранатами и огнем своего автомата… Достоин посмертно присвоения звания Героя Советского Союза».

Среди участников Великой Отечественной войны — художники М.А. Савицкий, Б.Е. Ефимов, М.К. Аникушин, Е.И. Востоков, И.Л. Бруни, И.Г. Першудчев, Н.А. Пономарев,A.M. Грицай, П.И. Баранов, А.А. Мыльников, Ю.М. Непринцев, Л.Е. Кербель, В.Е. Цигаль, И.Ф. Титов и многие другие.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Выберите ваш город

Нужна помощь?

Заполните форму и мы перезвоним

Не хотите ждать?
Свяжитесь с нами любым удобным способом

Оставьте свой отзыв

заполнив форму ниже

Сайт защищён Google reCAPTCHA с применением Политики конфиденциальности и Правилами пользования.