Значительные заслуги имеют русские военные в развитии отечественной музыкальной культуры. В становление русской музыкальной классики большой вклад внесли «Пушкин русской музыки» Михаил Иванович Глинка и его современник, гусарский офицер Александр Александрович Алябьев (1787— 1851).

Участник Отечественной войны 1812 г. композитор Алябьев вошел в мировую и отечественную музыку прежде всего как автор знаменитого романса «Соловей», ко­торый до сих пор является вершиной вокального исполнительства. Среди его сочинений оперы «Буря», «Волшебная ночь», «Рыбак и русалка» и др., балеты, камерно-инструментальная и театральная музыка. Он одним из первых положил на музыку стихи А.С. Пушкина, а также В.А. Жуковского, А.А. Дельвига, Н.М. Языкова.

Автором музыки гимна «Боже, Царя храни» является штабс-капитан жандармерии А.Ф. Львов, а первый учебник истории музыки и первый музыкальный словарь в
России были написаны полковником П.Д. Перепелицыным.

Во второй половине XIX в. в Петербурге формируется содружество русских композиторов, получившее название «Могучая кучка». В числе «великолепной пятерки», совершившей переворот в развитии не только отечественного, но и мирового классического музыкального искусства, трое были профессиональными военными.

Среди них генерал Цезарь Антонович Кюи (1835— 1918) — профессиональный военный инженер, крупнейший специалист своего времени в области фортификации, автор ряда научных статей и учебников, профессор Военно-инженерной академии.

Ц.А. Кюи — один из создателей и руководителей «Могучей кучки» — помог становлению таких композиторов, как Н.А. Римский-Корсаков, М.П. Мусоргский и А.П. Бородин. Перу Ц.А. Кюи принадлежит 15 опер, более 200 романсов и камерных сочинений. Деятельность самого Кюи во многом способствовала реализации его пророчества о том, что «русские композиторы встанут во главе музыкального прогресса и музыка от нас получит свое обновление и начнет новую эпоху».

Его товарищ по «Могучей кучке», один из наиболее исполняемых композиторов — Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844—1908). Это профессиональный мор­ской офицер, который по окончании Петербургского морского корпуса совершил трехгодичное кругосветное плавание на фрегате «Алмаз». Практически все 15 написанных им опер исполняются и сегодня («Снегурочка», «Садко», «Царская невеста», «Золотой петушок» и др.). Им создано 4 симфонии, симфоническая картина «Шехеразада», большое количество камерных сочинений и романсов.

Именно ему наше музыкальное искусство обязано тем, что Военно-оркестровая служба России — одна из ведущих в мире. В 1873 — 1884 г. Н.А. Римский-Корсаков являлся инспектором военно-музыкальных хоров морского ведомства (сегодня это начальник Военно-оркестровой службы ВМФ России). Он принципиально изменил саму природу и служебную деятельность военных оркестров. Своеобразной оценкой его работы стали слова музыкального критика В. В. Стасова: «Военные оркестры — про­водники не одной только военной, но и всяческой музыки в массу народную».

В школе гвардейских прапорщиков получил профессиональное военное образование один из величайших композиторов России, родоначальник основных направ­лений музыкального искусства XX в. Модест Петрович Мусоргский (1839—1881). Его музыкальный талант, проявившийся уже в 6-летнем возрасте, расцвел в годы обу­чения в школе прапорщиков.

Позже, уже познакомившись с коллективом «Могучей кучки» и став ее членом, он оставляет военную службу и посвящает себя музыке. Им написаны оперы «Борис Го­дунов» и «Хованщина», вокальные циклы «Детская», «Без солнца», «Песни и пляски смерти», симфоническая картина «Ночь на Лысой горе», большое количество песен и романсов.

Один из величайших композиторов и пианистов XIX—XX в. Александр Николаевич Скрябин (1872—1915) первые музыкальные знания получил в Кадетском корпусе. Смелый новатор, он с помощью своей системы выразительных средств воплотил в музыке идеи и образы предреволюционного времени. Им созданы три симфонии, 10 фортепьянных сонат, другие поэмы, прелюдии, этюды для фортепьяно.

В послереволюционное время традиции, заложенные великими предками, развивали в армии прежде всего профессиональные военно-художественные творческие коллективы — военные оркестры и ансамбли песни и пляски. Основоположниками военно-музыкального искусства страны в советский период стали генерал-майоры С.А. Чернецкий (1881—1950), первый начальник Военно-оркестровой службы СА и ВМФ, и А.В. Александров (1883—1946), основатель и руководитель Ансамбля песни и пляски Советской Армии (впоследствии назван его именем).

Семен Александрович Чернецкий был талантливым композитором и дирижером, родоначальником советского военного марша («Марш танкистов», «Марш гвардейцев-минометчиков», марш «Парад»), автором произведений для воинских ритуалов («Красная заря»), прекрасным организатором и педагогом.

Александр Васильевич Александров был профессором Московской государственной консерватории, композитором, автором множества песен, в том числе «Священной войны», и музыки Государственного гимна СССР.

С.А. Чернецкий и А.В. Александров явились создателями не имеющих аналогов в мире профессиональных музыкальных военно-учебных заведений — Военно-дирижерского факультета (1935 г.) и Военно-музыкальной

школы (1937 г., сегодня — Московское военно-музыкальное училище). Композитор-фронтовик Б. Фиготин написал песню на слова Ф. Лаубе, где говорится о роли военных музыкантов и военной музыки в жизни армии:

Дирижеры военные, капельмейстеры бравые,

С давних лет служба в армии стала вашей судьбой!

В Измаиле с Суворовым и с Петром под Полтавою

Шла военная музыка на парады и в бой!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Выберите ваш город

Нужна помощь?

Заполните форму и мы перезвоним

Не хотите ждать?
Свяжитесь с нами любым удобным способом

Оставьте свой отзыв

заполнив форму ниже

Сайт защищён Google reCAPTCHA с применением Политики конфиденциальности и Правилами пользования.