ООО
ООО "ПРИЗЫВНИК"
специализированная консультация для лиц призывного возраста
 
Сила музыки
Значительные заслуги имеют русские военные в развитии отечественной музыкальной культуры. В становление русской музыкальной классики большой вклад внесли "Пушкин русской музыки" Михаил Иванович Глинка и его современник, гусарский офицер Александр Александрович Алябьев (1787— 1851).

Участник Отечественной войны 1812 г. композитор Алябьев вошел в мировую и отечественную музыку прежде всего как автор знаменитого романса "Соловей", ко­торый до сих пор является вершиной вокального исполнительства. Среди его сочинений оперы "Буря", "Волшебная ночь", "Рыбак и русалка" и др., балеты, камерно-инструментальная и театральная музыка. Он одним из первых положил на музыку стихи А.С. Пушкина, а также В.А. Жуковского, А.А. Дельвига, Н.М. Языкова.

Автором музыки гимна "Боже, Царя храни" является штабс-капитан жандармерии А.Ф. Львов, а первый учебник истории музыки и первый музыкальный словарь в
России были написаны полковником П.Д. Перепелицыным.

Во второй половине XIX в. в Петербурге формируется содружество русских композиторов, получившее название "Могучая кучка". В числе "великолепной пятерки", совершившей переворот в развитии не только отечественного, но и мирового классического музыкального искусства, трое были профессиональными военными.

Среди них генерал Цезарь Антонович Кюи (1835— 1918) — профессиональный военный инженер, крупнейший специалист своего времени в области фортификации, автор ряда научных статей и учебников, профессор Военно-инженерной академии.

Ц.А. Кюи — один из создателей и руководителей "Могучей кучки" - помог становлению таких композиторов, как Н.А. Римский-Корсаков, М.П. Мусоргский и А.П. Бородин. Перу Ц.А. Кюи принадлежит 15 опер, более 200 романсов и камерных сочинений. Деятельность самого Кюи во многом способствовала реализации его пророчества о том, что "русские композиторы встанут во главе музыкального прогресса и музыка от нас получит свое обновление и начнет новую эпоху".

Его товарищ по "Могучей кучке", один из наиболее исполняемых композиторов — Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844—1908). Это профессиональный мор­ской офицер, который по окончании Петербургского морского корпуса совершил трехгодичное кругосветное плавание на фрегате "Алмаз". Практически все 15 написанных им опер исполняются и сегодня ("Снегурочка", "Садко", "Царская невеста", "Золотой петушок" и др.). Им создано 4 симфонии, симфоническая картина "Шехеразада", большое количество камерных сочинений и романсов.

Именно ему наше музыкальное искусство обязано тем, что Военно-оркестровая служба России — одна из ведущих в мире. В 1873 — 1884 г. Н.А. Римский-Корсаков являлся инспектором военно-музыкальных хоров морского ведомства (сегодня это начальник Военно-оркестровой службы ВМФ России). Он принципиально изменил саму природу и служебную деятельность военных оркестров. Своеобразной оценкой его работы стали слова музыкального критика В. В. Стасова: "Военные оркестры — про­водники не одной только военной, но и всяческой музыки в массу народную".

В школе гвардейских прапорщиков получил профессиональное военное образование один из величайших композиторов России, родоначальник основных направ­лений музыкального искусства XX в. Модест Петрович Мусоргский (1839—1881). Его музыкальный талант, проявившийся уже в 6-летнем возрасте, расцвел в годы обу­чения в школе прапорщиков.

Позже, уже познакомившись с коллективом "Могучей кучки" и став ее членом, он оставляет военную службу и посвящает себя музыке. Им написаны оперы "Борис Го­дунов" и "Хованщина", вокальные циклы "Детская", "Без солнца", "Песни и пляски смерти", симфоническая картина "Ночь на Лысой горе", большое количество песен и романсов.

Один из величайших композиторов и пианистов XIX—XX в. Александр Николаевич Скрябин (1872—1915) первые музыкальные знания получил в Кадетском корпусе. Смелый новатор, он с помощью своей системы выразительных средств воплотил в музыке идеи и образы предреволюционного времени. Им созданы три симфонии, 10 фортепьянных сонат, другие поэмы, прелюдии, этюды для фортепьяно.

В послереволюционное время традиции, заложенные великими предками, развивали в армии прежде всего профессиональные военно-художественные творческие коллективы — военные оркестры и ансамбли песни и пляски. Основоположниками военно-музыкального искусства страны в советский период стали генерал-майоры С.А. Чернецкий (1881—1950), первый начальник Военно-оркестровой службы СА и ВМФ, и А.В. Александров (1883—1946), основатель и руководитель Ансамбля песни и пляски Советской Армии (впоследствии назван его именем).

Семен Александрович Чернецкий был талантливым композитором и дирижером, родоначальником советского военного марша ("Марш танкистов", "Марш гвардейцев-минометчиков", марш "Парад"), автором произведений для воинских ритуалов ("Красная заря"), прекрасным организатором и педагогом.

Александр Васильевич Александров был профессором Московской государственной консерватории, композитором, автором множества песен, в том числе "Священной войны", и музыки Государственного гимна СССР.

С.А. Чернецкий и А.В. Александров явились создателями не имеющих аналогов в мире профессиональных музыкальных военно-учебных заведений — Военно-дирижерского факультета (1935 г.) и Военно-музыкальной

школы (1937 г., сегодня — Московское военно-музыкальное училище). Композитор-фронтовик Б. Фиготин написал песню на слова Ф. Лаубе, где говорится о роли военных музыкантов и военной музыки в жизни армии:

Дирижеры военные, капельмейстеры бравые,

 С давних лет служба в армии стала вашей судьбой! 

В Измаиле с Суворовым и с Петром под Полтавою 

Шла военная музыка на парады и в бой!

 
Главная // Миссия предприятия // Услуги // Альтернативная гражданская служба // Заблуждения // Уголовная ответственность // Административная ответственность // Отсрочки // Правовые основы военной службы // Законодательные основы военной службы // Расписание болезней // Образцы заявлений // Структура Российской Армии // История воинских традиций // Дедовщина // Разное интересное // Контакты