ООО
ООО "ПРИЗЫВНИК"
специализированная консультация для лиц призывного возраста
 
Младший командный состав
  Без армии нет государства. Без младших командиров нет армии. Оценивая роль младших командиров в армии, военный министр России А.Ф. Редигер подчеркивал, что "часть может быть хороша лишь при хорошем составе унтер-офицеров; при отсутствии же этого условия все старания высших начальников могут остаться тщетными". Младшие командиры воспитывают и учат, поднимают в атаку подчиненных и прикрывают отход своих подразделений. Их награждают, им ставят памятники, о них помнят! Фельдфебели, вахмистры, унтер-офицеры, сержанты и старшины Российской армии — кто они?

 
Зарождение корпуса младших командиров
  Основы служебной иерархии командного состава европейских армий были заложены в средние века. Но резкого деления на офицеров и начальников из нижних чинов тогда еще не существовало.

  В XV—XVI вв. в командном составе стали выделять младших командиров, которые именовались унтер-офицерами, (unter в переводе с немецкого значит — под, низший). В России их прообразом явились урядники (десятники) постоянного стрелецкого войска. С созданием регулярной русской армии на рубеже XVII—XVIII вв. к унтер-офицерам были отнесены: сержант (в кавалерии вахмистр), каптенармус, подпрапорщик и капрал.

  На протяжении XVIII—XIX вв. наименования унтер-офицерских званий претерпели ряд изменений. К началу XX в. в России сложилась следующая их система: фельдфебель (помощник командира роты по внутреннему порядку и хозяйственным вопросам, в кавалерии — вахмистр), старший и младший унтер-офицеры (в артиллерии — фейерверкеры, в казачьих частях — урядники). Старшие (взводные) унтер-офицеры обычно занимали должности помощников командиров взводов, являлись прямыми начальниками для солдат и пользовались относительной самостоятельностью в деле их обучения и воспитания. Младшими унтер-офицерами, непосредственными началь­никами рядовых, были, как правило, командиры отделений. Они состояли помощниками у старших унтер-офицеров.

  Для различия званий младшие командиры носили на погонах поперечные нашивки (лычки). Старшему и младшему унтер-офицерам полагались нашивки из тесьмы: старшему — три, младшему — две. Фельдфебелю полагалась одна широкая нашивка из галуна.

  С упразднением чинов в 1917 г. не стало и унтер-офицерских званий. В 30—40-е годы в Красной Армии были введены воинские звания "младший сержант", "сержант", "старший сержант" и "старшина". Младший командный состав стал именоваться сержантским (старшинским) составом.

 
История подготовки младших командиров
  В начале XVIII в. для получения унтер-офицерского звания специальной учебной подготовки не требовалось. Младшими командирами становились, как правило, отличившиеся в сражениях старослужащие солдаты или дворяне, поступившие на службу нижними чинами. Во второй половине этого же столетия подготовка младшего командного состава потребовала более пристального внимания военного ведомства. В связи с увеличением численности армии резко возросла потребность в унтер-офицерах. Ведь именно на них лежала основная тяжесть в поддержании внутреннего порядка в подразделениях и оказании помощи ротному командиру в обучении новобранцев. С другой стороны, с развитием военного дела к знаниям младших командиров стали предъявляться более высокие требования. Кроме того, армия нуждалась в собственных младших специалистах лекарского, хозяйственного и других профилей.

  Первоначально подготовка унтер-офицеров велась в гарнизонных солдатских школах. В начале XIX в., "чтобы с лучшей удобностью снабжать армейские полки исправ­ными унтер-офицерами", были сформированы учебные гренадерские батальоны, кавалерийский эскадрон и артиллерийские роты. Но они не обеспечивали подготовку потребного числа младших командиров, так как в год выпускалось всего около тысячи человек. По-прежнему широко практиковалось производство в унтер-офицеры без предварительной учебной подготовки. В 60-е годы XIX в. появились училища (школы) военного ведомства, готовившие младший командный состав. Но и они не стали основным источником получения унтер-офицерских кадров.

  Поэтому в 1867 г. Военное министерство приняло решение о создании полковых учебных команд. Специальная комиссия, проверявшая их работу, пришла к выводу, что они наиболее удовлетворяют новым требованиям и по содержанию, и по срокам обучения. В1877 г. учебные команды были учреждены при каждом пехотном, кавале­рийском и казачьем полку.

  В эти учебные подразделения командиры рот направляли рядовых "хорошей нравственности, отличающихся способностями к службе и характером, необходимым для унтер-офицера". Военнослужащие, избранные для подготовки к унтер-офицерскому званию, обучались чтению, письму и арифметике в ротных школах.

  За год пребывания в учебных командах солдаты должны были основательно усвоить все, что впоследствии им приходилось применять на деле в качестве учителей, руководителей и ближайших начальников рядовых. А именно: все отрасли строевого образования и все, что касалось положения солдата на службе, его прав и обя­занностей. Сверх того, преподавались: закон Божий, чтение и письмо, арифметика, сведения об оружии и стрельбе, о сбережении здоровья, чтение карт и планов, окопное дело. Руководство командой возлагалось на выделенного для этой цели младшего офицера, который пользовался правами ротного командира. В обучении принимали участие полковые священник, врач и офицер, заведовавший оружием. По окончании учебы нижние чины возвращались в роты. Выдержавшие экзамен по представлению непосредственных начальников производились в унтер-офицеры на открывавшиеся вакансии.

  Маршал Советского Союза Г.К. Жуков, постигавший азы военного дела в учебной команде русской армии, дал ей следующую оценку: "...учили хорошо, особенно это касалось строевой подготовки. Каждый выпускник в совершенстве владел конным делом, оружием и методикой подготовки бойца. Не случайно многие унтер-офицеры старой армии после Октября стали квалифицированными военачальниками Красной Армии". Унтер-офицерские лычки на погонах носили будущие маршалы СМ. Буденный, И.С. Конев, К. К. Рокоссовский.

  К концу XIX столетия подготовка младшего командного состава русской армии получила четко оформленную организацию. Основой её стали полковые учебные коман­ды. Приказ по Варшавскому военному округу (1910) предписывал "твердо знать, что учебные команды, подготавливающие будущих унтер-офицеров, являются одним из тех устоев, на которых зиждется боевая подготовка части".

  В Краской (Советской) Армии подготовкой младших командиров для различных родов войск занимались дивизионные и полковые школы. Занятия по тактике и другим видам боевой подготовки в школах проводились преимущественно в полевых условиях. В различные периоды курс обучения в дивизионной школе занимал от 3 до 12 месяцев, в полковой — от 3 до 10 месяцев. В 1959 г. вместо школ были созданы учебные части. В 70-е годы учебные полки, отряды существовали уже во всех видах и родах войск Вооруженных Сил. С курсантами проводились занятия по боевой, политической и специальной подготовке. Они овладевали знаниями и навыками, необхо­димыми для четкого выполнения своих служебных обязанностей, эффективного применения вооружения и техники, правильного их обслуживания, умелого командования отделением (экипажем, расчетом) в различных видах боя. Особое внимание уделялось методике обучения и воспитания солдат.

 

Комплектование армии младшими командирами
  До XVIII в. комплектование командного состава производилось по сословному признаку. В царствование Петра Великого этот принцип был изменен. На первое место вышли требования основательного знания солдатского дела и обязательной службы "из чина в чин", начиная с рядового. Снизу до верху прошли по служебной лестнице генералиссимус А.В. Суворов, генерал-фельдмаршалы М.Б. Барклай-де-Толли и М.И.Кутузов. Во второй половине XIX в. присвоение рядовым унтер-офицерских званий производилось только по представлению непосредственных начальников за отличное поведение и совершенное знание порядка службы, не ранее выслуги в рядовом звании двух лет; в начале XX в. — одного года (и не позже, чем за 4 месяца до окончания срока действительной службы}.

  Производство в унтер-офицерский чин допускалось только на вакансии. Награждение чином при увольнении в запас запрещалось. Рядовые, не прошедшие учебной ко­манды, не могли становиться унтер-офицерами. Исключение составляли получившие особые отличия в военное время. Награжденные солдатским Георгиевским крестом IV степени производились в ефрейторы, III степени — в унтер-офицеры. С 70-х годов XIX в. унтер-офицерское звание присваивалось только рядовым, несшим службу в строю. Для остальных оно заменялось званием нестроевого старшего разряда. Наказанные за кражу или подвергшиеся телесному наказанию в унтер-офицеры не производились. Не могли стать младшими командирами и рядовые религиозных направлений, исповедовавших пацифизм, представители иудействующих и "других вредных сект".

  Таким образом, условия получения унтер-офицерского звания были довольно жесткими: кроме безупречной нравственности и "твердости по фронту", требовались еще определенные теоретические познания. Причем, потребность в них с течением времени возрастала. В Красной (Советской) Армии на должности младшего командного состава, как правило, назначались военнослужащие, успешно окончившие школы (учебные части и подразделения).

 
Главная // Миссия предприятия // Услуги // Альтернативная гражданская служба // Заблуждения // Уголовная ответственность // Административная ответственность // Отсрочки // Правовые основы военной службы // Законодательные основы военной службы // Расписание болезней // Образцы заявлений // Структура Российской Армии // История воинских традиций // Дедовщина // Разное интересное // Контакты